Мода – это вид искусства, и как и во всем мире искусства, здесь установлена весьма высока планка для тех, кто желает к ней приобщиться.
Однажды художники разочаровались во всех препятствиях, которые ставили им на пути смотрители, галеристы и кураторы. И в результате появилось так называемое искусство аутсайдеров — экспрессивное выражение художественного замысла, без малейшей оглядки на мейнстрим.
Уличная одежда — streetwear — это то же «искусство аутсайдеров», только в мире Высокой моды.
Начинающие дизайнеры работают где-то на окраинах, объединяются со своими друзьями, такими же новичками- энтузиастами, чтобы создавать одежду, которую им самим бы хотелось носить. Если раньше модные тенденции зарождались на подиумах и постепенно просачивались на улицы городов, то теперь все чаще эти же подиумы выглядят «по-уличному» — объемные толстовки с капюшонами, кроссовки, пуховики и коллаборации, коллаборации, коллаборации. Сегодня это уже скорее правило, чем исключение. И все это весьма остро ставит вопрос: как так случилось, что аутсайдеры вырвались далеко вперед?
В своей песне «История художника» художник-«аутсайдер» и бард Дэниел Джонстон ведет речь об отчуждении, которое ощущают в обществе многие художники: «Друзья и семья говорят: «Эй! Найди работу! Нам не нравится то, что ты делаешь! И мы уверены, что никому и не понравится!»
Между тем, Джонстон случайно оказался в самой гуще событий мира моды. Помимо музыки, Дэниел известен еще и своим хэндмейдом — знаменитую футболку “Hi, How Are You?” носил сам Курт Кобейн. Так вот, реплику на эту футболку с некоторыми изменениями недавно выпустил бренд sacai — они добавили молнии по бокам и назначили цену $300 USD. Джонстон пошел еще дальше и замутил две коллаборации с Supreme, которые были моментально распроданы. Скотт МакКлэнахен, автор книги «The Incantations of Daniel Johnston», считает, что главный вклад Джонстона в культуру — это популяризация эстетики «сделай сам» (DIY — Do It Yourself): «Идею футболки ему подсказал его менеджер Джефф Тартаков. Он понимал, что искусство Дэниела должно быть более понятным людям. По статистике, у 89% попросту нет вкуса! Это «вкус» они черпают у других. Это понимают многие, например, Supreme».
Отношения Искусства аутсайдеров и мира моды оказались на удивление глубокими. Так, Missoni однажды выпустил лукбук, используя работы Питера Блейка, который оформил для «Битлз» альбом Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band. Возле одного из объектов, используемых для съемок, Блейк написал следующее: «Это удивительно! Когда вы видите что-то отдельное от общей идеи, оно становится экстраординарным!»
Для всего искусства контекст имеет решающее значение!
Сегодня социальные сети значительно упростили межкультурные и мультимедийные взаимоотнощения. Эта легкость общения помогла многим новичками прорваться в мир моды. Алессандро Микеле, придя в Gucci, перевернул там все вверх дном. Теперь любимые художники-«аутсайдеры» Микеле — GucciGhost и @UnskilledWorker из Instagram малюют и калякают на роскошных изделиях Дома. И это считается весьма прогрессивным.
Приглашением на показ Gucci «осень-зима 2017» стал хромированный лист, на котором было выцарапано «И что мы с этим будем делать?». Его придумал и создал знаменитый уличный художник Джим Джо, который до этого уже много чего понавыцарапывал.
По мере того, как тренды и бренды продолжают просачиваться с подиумов на улицы и обратно, дизайнеры продолжают искать вдохновения «на стороне». Такие художники, как Джонстон и GucciGhost — это только первые ласточки той естественной, аматорской эстетики, к которой стремятся роскошные бренды при создании молодежных коллекций. Работать с такими художниками всегда непросто. Дизайнерам нужно только быть уверенными, что их поняли правильно, и идея будет воплощена в нужном контексте.