Нестабильность фондового рынка и непостоянство курс доллара, безусловно, не могли не повлиять на экономическую ситуацию в Китае. Но какие бы изменения не происходили, они, определенно, повлияли на современных китайских потребителей. Например, оказалось, что на развлечения и услуги из области «lifestyle» в Китае стали тратить намного больше денег, а вот затраты на еду и напитки неожиданно сократились — хотя всегда именно эта сфера жизни приносила максимальные прибыли. В отчете консалтинговой фирмы McKinsey & Company говорится, что потребительские интересы переключились с товаров «широкого профиля» на узкоспециализированные, «нишевые» продукты.
Теперь, выбирая между «ширпотребом» и качественными, но более дорогими вещами, местные жители все чаще делают выбор в пользу последних — и в этой категории пальму первенства, безусловно, держат иностранные бренды. После того, как подобное поведение было тщательно изучено, был сделан однозначный вывод — все чаще покупатели становятся приверженцами тех или иных брендов, вещи которых они и выбирают. И теперь на улицах все чаще можно встретить людей, одетых «с головы до пят» в Единый Лейбл, или же в гардероб подбирается одна «посторонняя» вещь, чтобы подчеркнуть гармонию остального образа. Таким образом, задача брендов — попытаться «проникнуть» в этот «замкнутый потребительский круг» и утвердиться в нем.
Чтобы разобраться в проблеме «почему страну захватила волна уличной одежды», мы обратились к Фредерику Ли — директору модного магазина D-mop (Гонконг) и просто человеку, который держит руку на модном пульсе Китая.
Откуда взялся этот бум уличной моды в Китае?
Общий спад мировой экономики привел к тому, что у нас стали меньше покупать традиционных роскошных вещей. Вместо этого потребители переключились на, так называемую, «уличную роскошь». Нет, это не означает, что элитные бренды совсем перестали покупать, просто молодое поколение китайских шопперов отдает предпочтение уличной моде. Например, таким брендам, как Vetements, OFF-WHITE, Marcelo Burlon, YEEZY, FENTY и т. д. Важно также отметить и силу социальных медиа — селебрити из Китая, США и Кореи оказывают огромное значение на китайский рынок. Наши покупатели хотят следовать им, выбирая те же тренды и бренды, что и они.
В чем ты видишь различия между китайскими и, скажем, американскими или японскими шопперами?
Как таковых, различий между покупателями разных стран нет. Они везде, преимущественно, ориентированы на бренды. Однако у тех, кто живет за пределами Китая, например, в Европе, больше возможностей «примерять» на себя и принимать для себя те или иные бренды. Они видят то, как одеваются люди на улицах, и делают свой выбор. А не просто выбирают одежды, листая интернет.
Что для потребителя главное — качество, цена или эстетика?
Главное — это тренд и то, какая знаменитость его выбрала!
Какой совет об «особенностях китайского шоппинга» ты можешь дать для брендов, которые только заходят на китайский рынок?
Новичкам в нашей стране я советую «не распыляться». Они должны четко контролировать все поставки и дистрибьюторскую сеть. А еще им нужно иметь четкое представление о позиционировании своего бренда, поскольку здесь они «одни из…» А что еще более важно — привлечение местных селебритиз для раскрутки лейбла.
Кто, по-твоему мнению, за последние годы успешно справились с этой задачей?
Таких было немало, но обратить внимание хочу на Gentle Monster и Chrome Hearts.
Сейчас пристальное внимание привлекают ваши местные таланты. Как ты думаешь, как много времени займет их признание на международном уровне?
Да, о многих талантливых китайских дизайнерах люди только начинают узнавать. Больше становятся известными те, кому удалось учиться за границей и поработать в известных Домах и компаниях.
Молодежь сама определяет для себя, что круто, а что — нет. Старшее поколение, традиционно, остается верными тем брендам, на которых они выросли. Поколение двухтысячных же наоборот, готово рыскать по бескрайним просторам интернета в поисках интересных идей для себя.
«Я думаю, что Китай просто молниеносно переключился на «уличную моду» потому, что ее выбирает все больше молодежи. Для них это нечто вроде модного движения, а молодым так важно ощущать себя частью чего-то или участвовать в чем-то», — сказал в интервью SSENSE Эдисон Чен — актер, певец и модельер, один из основателей компании CLOT.
YO’HOOD — ежегодное streetwear-шоу — становится все более популярным, привлекая все больше всеобщего внимания. Эту «шанхайскую феерию» уже считают «промежуточным звеном» между Неделями моды в Нью-Йорке и Лондоне. Все больше именитых дизайнеров и марок стремятся принять в нем участие. Например, Hood By Air, KTZ, JOYRICH, HUMAN MADE, Stüssy, UNDEFEATED и VFILES. И все идет к тому, что в этом году YO’HOOD соберет рекордных 150 участников, а значит, он, а с ним и весь Китай, движется в верном направлении!
Китай удачно штурмовал не только Олимп «уличной моды», но и начал делать себе имя в «от-кутюрных» кругах. Страна, которая всего поколение назад повсеместно носила военную форму, теперь дала волю совершенно другой, художественной, энергии. Тем самым привлекая на свой рынок международные бренды и компании. Теперь в мире моды появился новый сильный игрок, с которым всем придется считаться.