Показ коллекции Vetements сезона весна/лето-2016 в Интернете вызвал настоящий резонанс. Самые остроумные пользователи выложили фото рабочих в футболках DHL с подписью «Законодатели моды». Мы же ищем скрытые символы в творениях Демны Гвасалии и пытаемся понять, что же это было: грамотный пиар-ход или точка отчета для начала модной революции?

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Последние два года логотипы известных брендов различных сфер услуг то и дело красуются на вещах люксовых или окололюксовых марок. McDonald’s и Barbie у Moschino, сухие завтраки Kellog’s и сети супермаркетов Carrefour на сумках Anya Hindmarch и, конечно же, DHL у Vetements. Но модные критики почему-то сходятся во мнении, что именно Демна Гвасалия не только привнес новое понимание в термин luxury-fashion и что его футболки – больше чем просто одежда. Он вызвал не меньший ажиотаж, чем Джереми Скотт в прошлом году, и теперь логотипы чужих брендов на одежде имеют такое же влияние на умы человечества, как когда-то полотно с банками супа руки Энди Уорхола. Получился такой себе поп-лакшери – простой и доступный каждому.

Как показал опыт арт-сцены, контекст – наше все. Демна Гвасалия делает то же самое, что и ситуационисты весной 1968 года в Париже: берет хорошо известный символ и создает из него образ от обратного. В данном случае логотип DHL выступает синонимом капитализма и бездумного потребления.

Получается, что если любой человек может себе позволить быть на гребне хайфешен-волны без особых затрат (приобрести такую же футболку на Ebay баксов за 20), то после расшифровки его послания молодому поколению остается неприятный осадок. Возможно, лучший вариант показать свое презрение к массовой культуре – это полностью ей отдаться.

ПОЩЕЧИНА ДЛЯ СОЦИУМА

Если раньше логомания, особенно фейковая, считалась дурным вкусом, то выбор покрыть названиями известных брендов выглядит как издевательство: они буквально рассмеялись высшему обществу модников в лицо, предлагая носить то, от чего еще вчера нервно подергивался глаз. Дизайнеры вроде Гоши Рубчинского (который, кстати, вышел на подиум в той самой футболке DHL) показывают миру, мол, вот она мода, она повсюду, стоит только шире раскрыть глаза, а где-то – и приглядеться. Мы каждый день видим людей, которым хочется подражать, уличные субкультуры всегда будут вдохновлять дизайнеров на эксперименты, поэтому Гоша Рубчинский показал свое виденье московских 80-х ,и нет ничего странного в том, что западное общество так тепло отозвалось о его осенне-зимней коллекции, показанной на Неделе моды в Париже.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ

На этом круг не замыкается. Такие вещи, как твидовый костюм Chanel или бежевый тренч Burberry, – непотопляемая классика, которая, скорее всего, поживет еще долго и счастливо, потому что рассчитана на людей, которым важно показать свой статус. А вот вышеупомянутые объекты стали лицом поколения, для которого важнее чувствовать свою принадлежность к толпе, чем претендовать на эксклюзивность. Кутюрье остается рассчитывать лишь на старых клиентов и тех, кто ценит классику, а это может привести к настоящему закату эпохи haute couture.

Люди перестали гнаться за новомодными штучками и больше не играют в игру, у кого больше блесток-перьев-шипов (конечно, если это не Анна Делло Руссо), потому что этого в каждом сезоне хоть в pret-a-porter, хоть в haute couture навалом. Теперь все (ок, многие) предпочитают инвестировать в вещи с богатой историей или же в вещи, которые заставляют задуматься и вызывают приятное удивление.