Одновременно случилось вот что: в стартует продажа главных кроссовок года — коллаборации adidas и Канье Уэста Yeezy Boost, а Майкл Джордан впервые попал в список американского «Форбса» в качестве миллиардера. У этих двух событий гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Джордан давно уже не играет в баскетбол — и, как следствие, не получает гонораров и рекламных контрактов. Cвои нынешние деньги он заработал на кроссовках (и на удачной инвестиции в баскетбольную команду Charlotte Hornets, но сейчас речь не о том) — совместной с Nike именной линии Air Jordan. «Жорики», как их иногда фамильярно называют российские коллекционеры, начинались в 1984 году как утилитарная модель для баскетбольного корта. Причем Джордана первое время штрафовали на пять тысяч долларов за каждый факт выхода в AJ1 (так называется первая модель) на игру — кроссовки были черные, что по правилам NBA того времени не допускалось. Тридцать лет спустя «джорданы» — столп современных хип-хопа и спорта (то есть, в сущности, большей части массовой культуры) и объект желания миллионов коллекционеров. Пожелаем удачи, например, мечтающим сегодня купить относительно недавние белые Air Jordan Shine — не самая редкая и не самая желанная модель на eBay начинается от 500 долларов.

В эту же игру с Nike некоторое время назад пытался играть Канье Уэст — его именная линия Air Yeezy жила недолго, но ярко: вышли всего две модели, быстро ставшие редчайшими и самыми желанными кроссовками планеты. Вышедшие в прошлом году Air Yeezy Red October 2 не достались почти никому (кроме, конечно, Ким Кардашьян), вызвали адские волнения у коллекционеров и переход Канье к adidas — якобы из-за роялти. Но еще и, если верить исполнителю, из-за того что кроссовки его имени должны достаться всем желающим — а не только сникерхедам с заряженными ботами и полной готовностью продать за редкие кроссовки родную мать. Забегая вперед, скажем, что последняя затея изначально была обречена на провал.

С коллекционированием кроссовок история, вообще, обстоит так. На eBay нет проблемы (втридорога) купить один из редких релизов — но это неспортивно и неинтересно. Важнее знать точные даты релизов и адреса продаж, за много часов встать в очередь, получить номерок и ждать, ждать, ждать. С онлайновыми покупками история похожая — многие редкие релизы анонсируются в случайное время в твиттере с уникальной ссылкой; купить пару смогут только первые десять-двадцать человек, успевших на нее кликнуть. Здесь тоже важно умение ждать, скорость реакции и максимальная концентрация. Когда кроссовки появляются онлайн в свободной продаже, скорость еще важнее: почти всегда действительно интересные вещи распродаются задолго до того, как нормальный человек успеет вбить в соответствующие формы данные своей карты. На этот случай существует несколько (не вполне легальных) технологических решений, пользоваться ими, в общем, тоже неспортивно, но бывают случаи, когда удержаться невозможно, например, в момент выхода любой обувной коллаборации марки Supreme.

Вернемся к Yeezy Boost. Желающим можно сразу выдохнуть — в момент публикации этого текста купить их уже совершенно точно нельзя: пар слишком мало, и слишком много людей уже несколько дней как стоят за ними в очереди (это не шутка и не преувеличение); и это при официальной розничной цене в тридцать тысяч рублей, и это в кризис. Москва, заметим, всегда была очень удобным для сникерхеда городом — зная места и людей, здесь без проблем можно было покупать релизы, во всем мире распроданные в ноль в первую секунду продаж. Такая истерика по поводу кроссовок — это абсолютно точно в первый раз.

На какие части могут развалиться ваши Yeezy Boost через много лет

Любые стилистические претензии к Yeezy Boost по этой причине не имеют никакого смысла — хотя проследить за эволюцией представлений Канье Уэста о прекрасном на их примере любопытно. Найковские Red October 2 были барочными, ярко-красными, с золотой фурнитурой и в общей стилистике, как метко пошутил кто-то в англоязычном интернете, «космического BDSM». Адидасовские Yeezy — история прямо противоположная; они нарочито нейтральные, без логотипов и даже (о ужас!) без трех фирменных полосок. Нужно, наверное, сказать вслух, что если бы не участие Канье, на такой нарочитый минимализм мало кто обратил бы внимание — и точно мало кто неделю бы ночевал перед магазином. И это уже совсем интересная мысль: никто в современной поп-культуре на такое совершенно точно не способен. Даже Майкл Джордан, при всем уважении.