22 августа на заброшенном курорте в окресностях Бристоля откроется Dismaland — новый проект Бэнкси, безумная выставка, замаскированная под парк развлечений. Сам Бэнкси выступил в проекте в нетипичной роли куратора, собрав для выставки работы художников самого разного калибра — от классика концептуализма Дженни Хольцер до Эда Холла, известного как автора транспарантов для забастовок британских профсоюзов.
Мы публикуем выдержку из посвященного Dismaland интервью Бэнкси журналу Juxtapoz, полная версия которого выйдет в октябрьском номере журнала.
Расскажите о своей роли в проекте. Было интересно выступить в качестве куратора?
Неожиданно оказалось, что кураторская работа может быть очень творческой. Например, я попросил у Дженни Хольцер один из ее электронных знаков, но у нее не было свободных. Она сказала, что с радостью отдаст сам текст, но табло придется раздобыть мне самому. Наш электрик нашел большой LED-экран, но его аренда стоила 8000 фунтов в неделю. Я такого себе позволить не мог, поэтому предложил записать слоганы Дженни и проигрывать их через уличные громкоговорители. Ей понравилась идея и она призналась, что ничего подобного не приходило ей в голову за сорок лет работы. Так что у нас есть совершенно оригинальное произведение Дженни Хольцер, которое нам обошлось в копейки.
Много не вошло в окончательный вариант? Были вещи, которые пришлось в итоге выкинуть?
Я многими вещами пренебрег. Я составил большой список художников и работ, которые хотел выставить, и месяц спустя понял, что ничего из этого не получится. Когда ты сильно занят, то приходится концентрироваться только на основных вещах. Я понял, что «не сейчас» — это вполне уместная реакция на многие вещи.
Насколько для вас важна реакция публики?
Сейчас меня интересует только то, представляет ли работа собой что-то большее, чем сумму своих частей. И это у меня либо получается, либо нет. Некоторые люди безусловно скажут, что это признак хренового искусства — но так уж обстоят дела. Жалко, что абстрактным экспрессионистам в свое время никто не объяснил, что пора завязывать.
Все, что я хочу — выразить мысль и извлечь из результата немного больше, чем я в него вложил. Если на пути от идеи до реализации рождается что-то новое — это успех. На этой неделе я окружил карету Золушки кольцом папарацци, и вспышки заставили тени плясать по комнате, и тыква выглядела так, будто ее освещает мерцающее пламя свечей — я доволен. Не думал, что так получится.
Уровень моего удовлетворения не зависит от вашего мнения. Если я считаю, что работа удалась — то вы никаким образом не сможете заставить меня передумать. И, наоборот, если мне работа кажется провальной, то никакие ваши похвалы не исправят положения.
Новый проект так далеко расположен, что очень сложно предсказать реакцию аудитории. Вы учитываете эффект социальных медиа?
Последнюю выставку я устраивал в Бристольском музее, туда пришло много народу. На самом деле, очередь была самой интересной частью выставки. Я не знаю, придет ли кто-нибудь в этот раз, но некоторые работы я делал специально для пришедшей публики. Скульптура с Золушкой, например, будет завершена только тогда, когда ее окружит толпа зевак с фотоаппаратами. Аудитория — это последний штрих. Так же со скульптурой косатки — она на самом деле дерьмовая, но обретает новый смысл, когда кто-то позирует на ее фоне и отправляет фото друзьям.
Что бы вы хотели, чтобы зрители увезли из Dismaland?
Сувенирку: три футболки и кружку. Каждый. У нас нет спонсоров или госфинансирования, все на свои деньги сделано.