«Мистер Робот»: как нас испортили технологии

Проснись, Нео. Но нет — не в этот раз. Новому поколению нужны новые символы, и на место молчаливого героя Киану Ривза пришел Роми Малек, дав свое тело и голос Эллиоту Алдерсону в драме канала USA Network Мистер Робот. Теперь ему и только ему придется бередить души каждого, кто хоть раз чувствовал себя беспомощным, бессмысленным звеном Матрицы. При свете дня герой нашего времени занимается кибербезопасностью презираемых им корпораций, а во тьме ночной юноша с огромными выразительными глазами подсматривает за виртуальными жизнями людей, взламывая их электронные ящики, страницы в социальных сетях и банковские аккаунты. Кто знает, зачем Эллиот пришел на экраны — чтобы показать, каким стал наш мир, и напомнить, как глубоко мы увязли в системе?

«Здравствуй, друг», — говорит противоречивый и сложный персонаж в первом эпизоде, обращаясь не то к своему подсознанию, не то к зрителю. Его устами режиссер решает начать серьезный разговор. От этого диалога нельзя уйти, как нельзя убежать от самого себя: мы — это общество, показанное в сериале. Хакер-социофоб — существо близкого будущего: невероятно талантлив, но несмышлен в постижении непростой человеческой натуры, о которой Нео-Нео поверхностно судит, основываясь исключительно на цифровой сущности объекта исследования.

«Режиссер не стесняется называть главным антагонистом не конкретную личность, а выдуманную Корпорацию Зла»

Публикации в Твиттере, лайки на Фейсбуке, выписки по карте, электронные письма — сбор информации помогает Эллиоту вылепить целостный образ. Иногда этого «интернет-наследия» хватает, чтобы за три минуты лишить любителя детского порно бизнеса и свободы, или разрушить чьи-то отношения, изобличив неверного мужа. Но история была бы пустой, не пойми рыцарь с лептопом, что есть куда большая часть айсберга, скрытая под толщей воды.

Занимающий режиссерское кресло Сэм Эйсмел пытается объять необъятное и показать, как исказили технологии, навязанные огромными корпорациями, человеческую жизнь, восприятие других людей. Он не стесняется называть главным антагонистом не конкретную личность, а выдуманную Корпорацию Зла, заполнившую все уголки планеты, показанной в сериале. E Corp принадлежит 70 процентов рынка потребительского кредитования — звучит знакомо, не правда ли?

«Мир — опасное место, Эллиот, не из-за тех, кто делает зло, но других — которые видят это и бездействуют», — Мистер Робот

По закону жанра любого романа или фильма о насквозь прогнившем обществе, на сцену выходят те, кто не желает жить в путах, вместе с загадочным Мистером Роботом/Морфеусом. Достаточно иронично, что их лидером может стать представитель нового, испорченного поколения, страдающий от депрессии, мании преследования, социального тревожного расстройства и зависимости от морфина в исполнении Малека. Как и Избранному трилогии Вачовски, Эллиоту по плечу устроить восстание — его путь только начинается, но куда он приведет столь неоднозначного персонажа? Изменится ли мир, контролируемый конгломератами с помощью товаров, технологий и сервисов, делающих жизнь легкой и приятной? А может, герой пойдет по пути наименьшего сопротивления, следуя принципу «Если не можешь победить их — присоединяйся»? Неизвестно, знают ли авторы сериала выход из Страны Чудес, где мы так зависимы от плодов современной науки и техники, но жива надежда — Mr Robot принесет революцию в сознание хотя бы одного зрителя.